ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРШНЕВЫХ
КОМПРЕССОРОВ.
НЕПОЛАДКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
От качества
технического обслуживания зависят исправное состояние компрессорных установок,
их нормальная и бесперебойная работа. Нарушение режима работы компрессорных
установок, их технического обслуживания (например, срыв сроков, несвоевременное
и некачественное смазывание трущихся частей, нарушение режимов охлаждения)
вызовет необходимость остановки компрессора для ремонта. Нарушение правил
эксплуатации и техники безопасности может привести к поломке отдельных деталей
и сборочных единиц и может вызвать пожары, взрывы и, как следствие, человеческие
жертвы. Машинист обязан строго соблюдать инструкцию по пуску, безопасной
эксплуатации и остановке компрессора.
Процесс сжатия газа в компрессоре
осуществляется в объеме, ограниченном жесткой оболочкой (цилиндром). При
прекращении выхода газа в напорную систему компрессор в короткий момент может
развить давление до значений, превышающих прочность цилиндров и деталей механизма
движения. Поэтому процессы пуска, нагрузки компрессора и его остановки являются
особо важными, требующими усиленного внимания обслуживающего персонала, умения
быстро в нужный момент перекрыть соответствующие задвижки, а в случае
отклонения давления от нормального остановить компрессор, перевести на
холостой ход и разгрузить его.
Действующими
рабочими инструкциями по обслуживанию компрессоров устанавливается правило,
разрешающее пуск и остановку компрессора только в присутствии второго
машиниста, который контролирует действия машиниста и наблюдает за
последовательностью производимых операций.
При
эксплуатации поршневых компрессоров следует учитывать и тот факт, что
вследствие небольших зазоров между поршнем и стенкой компрессора, а также между
поршнем и крышкой цилиндра («мертвое» пространство) попадание какихлибо
твердых предметов или жидкости приводит к появлению угрожающих стуков, ударов,
разрушению деталей цилиндровой группы и т.д…
Подготовка к пуску.
Подготовка к работе компрессорной установки заключается в проверкеисправного состояния компрессора, холодильников, влагомаслоотделителей,
трубопроводов, запорной арматуры, приборов автоматического контроля и
управления и т. д. Перед пуском проверяют наличие масла в смазочных системах
компрессора (при необходимости его доливают до верхней отметки маслоуказателя).
Затем необходимо убедиться в исправности смазочных систем. При низкой температуре
в помещении масло в системе циркуляционной смазки направить в обход
холодильников, а в случае наличия обогрева маслосборника произвести его
включение. После включения насосов в
работу (в случае отдельного привода к насосам) производят проверку подачи масла
во все точки и проворачивают вал компрессора на дватри оборота.
Затем подают воду на
охлаждение цилиндров в промежуточные и масляные холодильники, проверяют подачу
охлаждающей воды. Производится проверка состояния запорной и пускорегулирующей
арматуры на газовых линиях: закрывают задвижки, соединяющие компрессор с
нагнетательным коллектором, и открывают байпасные и продувочные вентили
холодильников и влагомаслоотделителей.
Производят внешний осмотр
компрессора и вспомогательного оборудования, проверяют крепеж, наличие и
подсоединение контрольноизмерительных приборов и средств автоматики. Следует
убедиться, что пуск компрессора не представляет опасности для окружающих.
Параллельно с
подготовкой компрессора подготавливают к пуску приводной двигатель.
Пуск компрессора.
Убедившись в полной исправности компрессора и всеговспомогательного оборудования и получив разрешение начальника смены или
ответственного дежурного, производят пуск компрессора вхолостую: прослушивают
его работу, проверяют по контрольным глазкам подачу масла в смазочной системе
объемного дозирования и давление масла в смазочной циркуляционной системе. Если
компрессор запускают после длительного перерыва, то через 30 мин работы на
холостом ходу его останавливают, проверяют температурное состояние направляющих
крейцкопфа, коренных подшипников и головки шатуна.
Убедившись в полной исправности компрессора,
производят его загрузку и включают в систему. Загрузку осуществляют последовательно,
начиная с I ступени. Для этого необходимо
закрыть продувочные вентили всех аппаратов, перекрыть байпасные вентили,
опустить пластины всасывающих клапанов или отключить дополнительные мертвые
пространства. При достижении давления нагнетания компрессора уровня давления в
нагнетательном коллекторе немедленно открывают вентиль на нагнетание. Если
производят пуск компрессора с промежуточным отбором газа, то сначала загружают
ряд низкого давления, а затем ряд высокого давления.
Техническое обслуживаниекомпрессора.
После пуска обслуживающий персонал должен поддерживать нормальныйрежим работы компрессора, руководствуясь показаниями контрольноизмерительных
приборов и результатами осмотров машины.
Особенно внимательно наблюдают
за режимом работы смазочных систем компрессора, так как нарушение его может
привести к быстрому выходу компрессора из строя или к аварии.
Важное значение для нормальной
работы компрессоров имеет охлаждение цилиндров и газа в межступенчатых
холодильниках. Машинист контролирует давление воды в подводящем трубопроводе,
проверяет подачу воды по сливным трубам на все охлаждаемые точки и регулирует
подачу воды так, чтобы ее температура не превышала 35—40° С. Пускать
охлаждающую воду в рубашки цилиндров прогретого компрессора запрещается.
Периодически очищают водяные рубашки цилиндров и холодильников.
Во время работы контролируют
- межступенчатое давление
- температуру газа на всасывании
- температуру газа на нагнетании
Обслуживающий персонал обязан знать причины неисправностей, вызывающих отклонения давления и температуры от номинальных, и способы устранения этихнеисправностей.
- Строго следят за работоспособностью клапанов:
Hеисправныйклапан обнаруживают по стуку и по изменению
температуры и давления газа и незамедлительно заменяют
его новым.
При этом осматривают полости цилиндра, чтобы в них не остались
сломанные пружины или пластины клапана: осколки могут образовать задиры зеркала
цилиндра или поршня с кольцами.
При смене клапанов или их деталей следует
обеспечивать плотность клапана.
Всасывающие клапаны запрещается ставить на
место нагнетательных, и наоборот.
- Постоянно наблюдают за герметичностью
всех сборочных единиц компрессорной установки, которые находятся под избыточнымдавлением.
В случае обнаружения нарушения герметичности и значительных утечекгаза надо незамедлительно принять меры к их устранению.
Контролировать
плотность соединений следует путем внешнего осмотра, по показаниям приборов, по
шуму (шипению и свисту), возникающему в местах нарушения уплотнений, и другими
методами.
- Внимательно следят за
появлением разного рода стуков и уда ров в компрессоре, выясняют их
происхождение и решают вопрос о возможности дальнейшей работы компрессора.
- Ежесменно проверяют
работу предохранительных клапанов, контрольноизмерительных приборов и приборов
автоматики.
Периодически
производят ревизию и очищают клапаны и клапанные коробки, а также рабочие
полости цилиндров от нагара и грязи;
проверяют состояние шатунных болтов, крейцкопфов и де талей
соединения со штоком; осматривают, чистят и промывают газопровод,
межступенчатые холодильники, маслоотделители, буферные емкости.
Масляные фильтры
циркуляционной смазочной системы и приемную сетку масляного насоса очищают в
сроки, предусмотренные графиком, но не реже раза в два месяца.
Воздушные фильтры
проверяют в сроки, предусмотренные инструкцией по эксплуатации компрессорной
установки. Сопротивление проходу воздуха в фильтре должно быть не более 50 мм
вод. ст. (если в инструкции не указана другая величина). При большем сопротивлении
фильтр очищают.
Регулярно осматривают оборудование
компрессорной установки, обтирают и очищают наружные поверхности от пыли и
грязи. Не допускаются утечки масла и воды, особенно попадание масла на
фундамент. Обнаруженные утечки немедленно устраняют. В качестве обтирочных
материалов используют только хлопчатобумажные
и льняные тряпки.
Обслуживающий персонал
осуществляет текущие осмотры, прослушивает компрессор, следит за устранением
возникающих неисправностей и своевременным проведением ремонта.
Остановка компрессора
может осуществляться под нагрузкой и с переводом на холостой ход. При
отсутствии автоматической продувки открывают вентили продувки всех ступеней и
байпасные вентили; закрывают вентили на всасывании и нагнетании; прекращают
подачу смазки (в случае применения отдельного привода к насосам) и охлаждающей
воды.
Резко снижается давление масла в циркуляционной
смазочной системе
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
|
|
- Поврежден перепускной клапан масляного насоса
|
- Отремонтировать перепускной клапан масляного насоса или заменить новым
|
|
|
|
- Долить
профильтрованное
масло той же
марки, какое имеется в картере.
|
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
|
|
- Засорение масляного фильтра
|
|
- Засорение приемной сетки масляного насоса
|
- При первой же остановке компрессора снять приемную сетку
масляного насоса, очистить и
установить на место
|
- Износ шатунных или
коренных подшипников
(в компрессоре появляется глухой стук)
|
- Подтянуть подшипники, если подтянуть нельзя — заменить вкладыши,
подогнав, если это необходимо, по валу
|
- Увеличенный зазор между шестернями и крышкой масляного насоса
|
- Установить в масляном
насосе более тонкую прокладку
|
- Применение масла
несоответствующего качества, теряющего
вязкость при нагреве, или разжижение смазки при нагреве
|
- Слить старое масло и залить новое требуемой вязкости. Устранить перегрев масла
|
|
- Заменить масло и устранить
причину попадания воды
|
Возрастает температура масла в циркуляционной
смазочной системе
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Недостаточное охлаждение масла в масляном холодильнике
по следующим причинам:
|
|
- загрязнение масляного холодильника
|
- Очистить масляный холодильник от грязи
|
- неправильная сборка холодильника, вследствие чего
масло проходит вдоль корпуса, а не поперек трубы
|
- Правильно собрать холодильник
|
- загрязненность или несоответствующая инструкции
вязкость масла
|
- Слить загрязненное масло и залить свежее
необходимой вязкости
|
- засорение трубки, подающей масло
|
|
Масляный насос не обеспечивает требуемого давления
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Подсос воздуха вследствие неплотностей во
всасывающем маслопроводе
|
- Остановить насос и компрессор. Про верить
соединения во всасывающем маслопроводе.
Устранить подсос воздуха
|
- Неплотное прилегание крышки к корпусу насоса,
поломка пружины перепускного клапана'
|
- Проверить состояние крышки, пружины. Неисправные
детали заменить
|
- Недостаточное количество масла в картер
|
|
Нагреваются обратные клапаны смазочной системы
цилиндров и сальников
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Неплотность в обратном клапане
|
- Устранить неплотность проточкой седла
клапана, притиркой или заменить клапан новым
|
Уменьшилась подача смазки смазочной системы
цилиндров и сальников
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Засорение сетки фильтрации масла поступающего в
насосную секцию
|
|
- Плохое уплотнение или засорение всасывающей трубки
насоса, засорение маслопроводов
|
- Очистить,
промыть и продуть детали сжатым воздухом
|
- Неисправность привода насоса
|
|
Скопление масла в напорном маслопроводе смазочной
системы цилиндров
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Увеличение подачи масла в цилиндры и сальнику
|
- Установить нормальную подачу масла в цилиндры компрессора
|
Чрезмерно высокое нагревание цилиндра, штока и
сальника
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Недостаточная подача смазки в цилиндры и сальники
|
- Увеличить подачу масла.
Проверить загрязнение маслоподводящих трубок и каналов, продуть их и проверить,
проходит ли через них масло
|
- Недостаточное охлаждение цилиндров
|
- Проверить трубопровод, подводящий
воду в рубашку охлаждения цилиндров. Если нагреваются цилиндры высокого
давления, проверить подачу воды к холодильнику
|
- Падает давление воды в подводящем трубопроводе
|
- Увеличить подачу воды открытием соответствующих
задвижек
|
- Недостаточный тепловой зазор в стыке поршневых
колец
|
- Проверить тепловой зазор в стыке колец, в случае
необходимости припилить кольцо
|
- Пропуск воздуха в нагнетательных клапанах
|
- Установить, какой клапан пропускает газ. Если при
разборке клапана выявились поломанные детали, их заменяют
|
- Нарушения в пригонке и сборке сальников
|
- Тщательно подогнать и собрать сальник
|
Нагрев подшипников
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Чрезмерная затяжка и чрезмерно малые зазоры во
вкладышах, что ограничивает поступление смазки и вызывает сухое трение
|
- Отрегулировать зазоры, учитывая, что слишком
большие зазоры ведут к потерям масла и к нагреву подшипнико
|
- Недостаточная подача смазки из-за засорения
фильтра, маслопровода, открытия перепускного клапана на низ ком давлении,
низкого уровня масла в картере, плохой работы маслонасоса и большой вязкости
масла
|
- Отрегулировать подачу смазки к подшипнику,
устранив, если имеются, неисправности в смазочной системе
|
- Масло загрязнено или смешано с водой
|
- Залить очищенное (профильтро ванное) масло.
Проверить герметичность водяных полостей масляного холодильника и уст ранить
обнаруженные течи
|
- Перекос осей подшипников и шеек вала, осей
подшипников относительно осей цилиндров, перекосы в кривошипно-шатунном
механизме. Эти дефекты приводят к возникновению местного сухого трения
|
- Выявить и устранить перекосы приведением к норме
зазоров и взаимного рас положения соединяемых деталей, центровкой рамы,
направляющих, цилиндров и правильной укладкой коленчатого вала
|
- Конусность и овальность шеек вала
|
- Обмерить шейки вала, сравнить с пас портными. Исправить
шейки припиловкой, шлифовкой вручную
|
- Плохая пригонка вкладышей к шейкам вала,
недостаточный осевой зазор в упорном подшипнике и отсутствие осевого разбега в
остальных подшипниках, неправильная припиловка по валу галтелей вкладыша
|
- Тщательно пришабрить вкладыши и установить
нормальные зазоры
|
Нагрев башмаков крейцкоп
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
|
- Отрегулировать зазор между верхним башмаком и
направляющей установкой прокладок
|
- Коническая форма направляющей
|
- Пришабрить поверхность направляющей
|
|
|
Стуки в цилиндровой группе компрессора
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Удары поршня в крышку
вследствие недостаточной величины мертвого пространства (результат
неправильного монтажа)
|
- Регулируют мертвое пространство
и доводят линейный зазор между торцами поршня и крышками до нормы
|
- Попадание
между поршнем и одной из крышек цилиндра твердых металлических частей (часть клапана, пружина)
|
- Снять крышку цилиндра,
удалить по павший предмет, осмотреть стенки цилиндра, а также видимую часть
поршня, проверить, нет ли на них царапин, рисок. Поставить крышку на место
|
- Попадание в цилиндр воды, которая
скапливается в мертвом пространстве и может вызвать гидравлический
удар. Вода может просочиться из полости охлаждения по трещинам, которые
возникли при изготовлении цилиндра или в результате перегрева цилиндра при перебоях в охлаждении.
|
- Место
течи устранить тампонированием жидким стеклом, путем чеканки, если трещина
невелика, загужонить или заварить, если трещина большая. В случае
гидравлического удара осмотреть весь механизм движения (шток, шатун, коленчатый
вал), поршень, крышки цилиндров.
|
- Наличие нагара в виде уступа на зеркале, в
связи с длительным сухим трением поршня о зеркало цилиндра
из-за отсутствия в цилиндре конической
расточки для пробега колец.
|
|
- Ослабление посадки поршня на штоке
(двойной стук в момент прохода поршня в крайнее положение) из-за недостаточной затяжки гайкой, крепящей поршень на штоке, или некачественных прокладок, установленных между
поршнем и буртом штока при регулировке мертвых пространств.
|
- Затянуть
гайку и законтрить ее.
|
- Слишком свободная посадка колец в канавках
поршня.
|
- Заменить кольца более высокими и обеспечить хорошую пригонку и нормальный
зазор между кольцом и стенкой канавки.
|
- Заедание, износ и поломка
поршневых колец в результате износа или заеданий в канавке при большом
нагарообразовании
|
- Заменить кольца новыми, предварительно
очистив поршень от нагара, проверить свободу перемещения поршневого кольца в
канавке. Проверить весь механизм движения и цилиндры.
|
- Износ боббитовой заливки на
скользящем поршне из-за плохой обработки зеркала цилиндра, плохой очистки газа, с
которым попадают грязь и пыль; применение некачественного масла, склонного к нагарообразованию.
|
- Выяснить причину и устранить ее.
|
- Значительный перекос осей цилиндра и направляющих крейцкопфа
|
- Проверить соосность осей
цилиндра и направляющих крейцкопфа. Устранить несоосность
|
Скрип в цилиндрах
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Недостаточное количество или отсутствие
смазки
|
- Проверить и отрегулировать подачу масла.
|
|
|
Стук в клапанах
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Недостаточное плотное прижатие седла клапана фонарем и
крышкой
|
- Установить
кольцевую прокладку из меди между фонарем и крышкой и плотно прижать крышку
|
- Поломка или ослабление пружин
клапана из-за неправильной их термообработки.
|
|
- Касание торцом
поршня седла клапана в связи с углубленной посадкой седла в гнезде
|
- Установить
под седло более толстую прокладку
|
|
- Установить новую
пластину, проверив при этом ее твердость и перекос при посадке пластины на
седло; пластину и седло притереть
|
Резкий стук в компрессоре
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Чрезмерный стук между башмаком крейцкопфа и
направляющей
|
- Зазор довести до нормального установкой прокладок
между башмаками и корпусом крейцкопфа, при этом проверить совпадение осей
отверстия крейцкопфа и штока
|
- Недостаточное поступление смазки в направляющие
из-за падения давления масла в смазочной системе или засорения маслоподводящих
канало
|
- Продуть масловыводящие каналы и установить
нормальное давление масла
|
- Недостаточное поступление смазки в направляющие
из-за падения давления масла в смазочной системе или засорения маслоподводящих
каналов
|
- Продуть масловыводящие каналы и установить
нормальное давление масла
|
- Ослабление соединений штока с крейцкопфом
|
- Проверить затяжку крейцкопфного кольца и плотность
посадки конусов пальца в теле крейцкопфа
|
- Износ крейцкопфного пальца
|
- Заменить дефектную втekre и палец
|
Глухой стук в компрессоре
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Чрезмерные зазоры между шейкой коленчатого вала и
вкладышем подшипника
|
- Увеличить затяжку подшипников, при необходимости
уменьшить толщину наборов прокладок в стыках между половинками вкладышей
|
- Износ коренных и шатунных подшипников и шеек ва
|
- Заменить вкладыши на ремонтные, или проточить шейку
вала под ремонтный размер, залить подшипники и расточить их по шейке вала
|
- Отсутствие или недостаток смазки, поступающей к
подшипнику
|
- Засоренные маслопроводящие трубки продуть сжатым
воздухом, отрегулировать перепускной клапан, проверить уровень масла в картере
|
Заедание поршня
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Применение некачественного масла для смазывания
цилиндров
|
- Залить чистое масло в соответствии с инструкцией по
техническому обслуживанию
|
- Нарушение смазывания трущихся деталей
кривошипно-шатунного механизма компрессора
|
- Проверить подачу масла к трущимся деталям,
соблюдать правила смазывания компрессора
|
- Перебой смазывания цилиндра из-за засорения
маслопровода
|
- Проверить маслопровод, устранить неисправности
смазочных приспособлений
|
- Резкое изменение режима охлаждения цилиндра.
Которое, обычно ведет к схватыванию поршня около мертвых точек. После
недостаточного охлаждения разогретого цилиндра происходит усиленное
охлаждение. Цилиндр, охлаждаясь
сжимается и происходит «схватывание»
поршня
|
- Не допускать резкого изменения режима охлаждения
цилиндра
|
- Перекос в кривошипно-шатунном механизме, что приводит к возникновению
местного сухого трения
|
- Выявить и устранить перекосы проверкой и
приведением к норме зазоров взаимного расположения соединяемых деталей
|
- Попадание в цилиндр посторонних предметов
|
- Осмотреть поршень, выяснить, возможна ли дальнейшая
его эксплуатация или заменить поршень новым
|
- Нагрев поршневого пальца, что приводит к заеданию
пальца в плоскости, перпендикулярной качанию шатуна
|
- Припилить поршневой палец для получения
нормального зазора
|
- Неправильный зазор между цилиндром и поршнем, в
результате чего заедание происходит в первые часы работы компрессора
|
- Отправить компрессор в ремонт
|
- Коробление поршня в результате чрезмерного нагрева
поршня или вследствие того, что поршень не про шел старения или отжига, если он
выполнен сварным
|
- Отправить компрессор в ремонт
|
Пропуск масла сальниками
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Поломка пружин,
прижимающих секции сальников одну к другой
|
|
|
|
- Риски, царапины на
поверхности штока и уплотнительных сальниковых кольцах
|
- Заменить
шток и сальниковые кольца
|
- Износ уплотнительных
колец и отсутствие зазора в их стыках
|
- Заменить
уплотнительные кольца
|
Вибрация компрессора
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Неправильная центровка валов компрессора и
электродвигателя
|
- Проверить центровку валов компрессора и
электродвигателя. Правильно сцентрировать валы
|
Повышение давления в одной из ступеней
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Поломка пластин или пропуски газа
всасывающим клапаном, следующим за ступенью, в которой повысилось давление.
Обнаруживается по нагреву соответствующего клапана и падению давления за
последующей ступенью
|
- Проверить прилегание
пластины к седлу, притереть пластину к седлу; проверить высоту подъема
клапана
|
- Увеличено мертвое
пространство последующей ступени
|
- Отрегулировать
мертвое пространство последующей ступени
|
- Неплотность или
поломка поршневых колец. Обнаруживается по возрастанию давления в ступени
(для машин с цилиндрами двойного действия)
|
- Проверить состояние
поршневых колец, в случае необходимости заменить новыми
|
- Ухудшение охлаждения
в промежуточном холодильнике
|
- Отрегулировать охлаждение
промежуточного холодильника
|
Понижение давления в одной из ступеней
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Поломка пластин или пропуски газа
всасывающими и нагнетательными клапанами I ступени. Обнаруживается по падению давления во всех
ступенях
|
- Проверить прилегание пластин к седлу,
притереть их, проверить высоту подъема клапана
|
- Неплотность или поломка поршневых колец
1-й ступени. Обнаруживается по падению
давления во всех ступенях. Неплотность или поломка колец какой-либо ступени
вызывает падение давления в последующей ступени
|
- Проверить
состояние поршневых колец., в случае необходимости заменить новыми
|
- Повышение сопротивления всасывающей линии
(большая скорость во всасывающем трубопроводе, большое сопротивление фильтра,
чрезмерное сужение всасывающего трубопровода
|
- Уменьшить
сопротивление фильтра
|
Понижение температуры по ступеням
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
- Пропуск газа поршневыми кольцами (для
машин с цилиндрами двойного действия), поломка пластин всасывающих и
нагнетательных клапанов
|
- Проверить состояние поршневых колец и клапанов
|
- Неисправность холодильников
предшествующей группы и недостаточная подача воды для охлаждения.
|
- Проверить состояние холодильника,
отрегулировать подачу воды
|
- Неплотность или поломка пластин
нагнетательных клапанов предшествующей ступени.
|
- Проверить
прилегание пластин к седлу, притереть
их, проверить высоту подъема клапана
|